СимволизмСимволизм - (франц. symbolisme, от греч. sэmbolon - знак, символ) - европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа. Преимущественно он был устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты «опыта» к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте.
Общие черты:
1 - искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий;
2 - музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства;
3 - господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи;
4 - обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства (платонические и христианские символические концепции мира и культуры — приоритет).
Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки, преломив их через учение В. С. Соловьева о «душе мира» (см. тетрадь), и обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.
ИмпрессионизмИмпрессионизм - (франц. impressionnisme, от impression — впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв. которое продолжает начатое реалистическим искусством освобождение от условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения. Он делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды.
Общие черты:
1 - ненавязчивый акцент на переходящий момент непрерывного течения жизни;
2 - сохранение непредвзятости, силы и свежести первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное;
3 - одна интонация, одно настроение;
4 - замена глагольных форм назывными предложениями, обобщающих прилагательных - причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление;
5 - объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте;
ДемонизмДемонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных (в частности, установленных богословской традицией) отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного характера в качестве героя. Демонизму присуще раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе, а не абсолютное принятие зла.
Черты демонического героя:
1 - неприятие мира и мирового порядка;
2 - пессимистическая переоценка этических и религиозных норм;
3 - одинокий бунт против существующих социальных отношений во имя неограниченной свободы личности;
4 - любовь к «страждущему человечеству», к «тяготеющим на его душе» тайным преступлениям;
Необходимость сюжетного и композиционного выявления этих черт, в частности противоречия между внешне отрицательным и внутренне положительным образом демонического героя, приводит к сюжетике романа ужасов, композиционной технике тайны, построенным на резких контрастах в характеристиках.
ДекаденствоДекаденство - («упадочничество», от французского «decadence» — упадок) - течения поэзии и искусства, по сути дела являющееся одной из разновидностей символизма, отмеченной настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Характерные черты:
1 - субъективизм;
2 - индивидуализм;
3 - аморализм (эстетизация греха и порока);
4 - отход от общественности (оппозицией к общепринятой "мещанской" морали);
5 - преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
6 - чистое искусство
7 - наличие культа красоты как самодовлеющей ценности;
8 - усталость от жизни, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности;
СубъективизмСубъективизм — введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму.
В собственном смысле слова субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura — положение). В крайних случаях такой субъективизм в теории приводит к солипсизму, а в этике — к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике — гедонисты, а в Новое время — особенно Штирнер.
ИндивидуализмИндивидуализм — особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.
Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два: главенство личных целей. У индивидуалистов часто наблюдается несоответствие личных и групповых целей, при этом на первое место у него выходят личные цели, а групповые остаются на заднем плане; самостоятельность действий личности. Хотя индивид всегда является членом разных социальных групп и организаций, человек с индивидуалистической психологией в высокой степени автономен от них и способен успешно действовать, не обращаясь к их помощи.
Мировоззренческая установка индивидуализма в широком смысле характерна для любого общества с достаточно высокой степенью социальной дифференцированности и является необходимой предпосылкой социальной коммуникации. Распространение индивидуализма в узком смысле - свидетельство неэффективности функционирования наличной системы социальных связей, несбалансированности частей социального целого.
@музыка: Nephew - Aah Gud
@темы: литература, учебные материалы, памятка
А чем хоть напиться планируешь?
Но точно помню, что "демонизма" не было
Теперь я демонизм точно запомню=D
Слезами напьюсь =D В мою юность на литературе максимум рассказывали про гомоэротический подтекст лермонтовской сосны.
Mahonsky, кто ищет, тот найдет, лал! Ужель учитель по литературе был столь ярый гомофоб?
Бог с тобой, в то далёкое время это считалось пикантненько =D
Я помню, как упарывался с Приглашения на Казнь, хоть это не совсем и в тему. Но у Лермонтова я в упор гомосятины не вижу, наверно, у меня волшебные очки *горд собой*
Я намекаю на то, что все эти литературоведы люди не совсем от мира сего. Ищут смысл там, где его нет. Ну, или совсем не тот, который они рассчитывают найти.
"Демонизм"...это ж надо, а...
Я тут читал аннотацию к "Москва-Петушки" Ерофеева, так там критег договорился до того, что 4-ро убийц ГГ на самом деле являются чуть ли не Всадниками Апокалипсиса, а сам ГГ суть Бог. Уот так уот!
Руки бы им поотрубать. Как скажут кодовое слово, так тут же Себастьян собственной персоной возникает пред моим взором. Веселуха полная.
4-ро убийц ГГ на самом деле являются чуть ли не Всадниками Апокалипсиса, а сам ГГ суть Бог
У-у-у... меньше пить и думать надо. Я все больше и больше хочу прочесть эту книгу. После Джейн Эйр, конечно;D
Я лишь хотел сказать, что "Петушки" несравненно меньше в размерах, нежели этот талмуд. И потому прочтется быстро, а уж потом можно приниматься и за сей монументальный труд.